Vita
Благотворительный фонд помощи российским конникам
собрано в 2023 году:750 614 ПОМОЧЬ
Главная / Новости

Новости


18.07.2020

«… и тут летчик достал пистолет!»

НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ СЛАВЫ И ЗАБВЕНИЯ ВЕЛИКОГО ВСАДНИКА ИВАНА КИЗИМОВА. НА ЕГО МОГИЛЕ В ПЕТЕРБУРГЕ НЕТ ДАЖЕ ПАМЯТНИКА

Петербуржец Иван Михайлович Кизимов. Единственный в истории России двукратный олимпийский чемпион по выездке. Наша гордость. Наша легенда.

Прошлой осенью Ивана Михайловича, которого чаще называли «Профессором» не стало. Фонд «Ваня», единственный в России фонд, оказывающий помощь конникам, загорелся идеей установить на Смоленском кладбище Петербурга на могиле великого всадника памятник, который будет достоит прожитой им жизни.

Скульптура уже готова в гипсе, ее пора отдавать в литье, а нам все еще не удалось собрать даже десятой доли тех денег, которые нужны для установки надгробия прославившего Россию на весь мир человека.
Больше полугода мы пытаемся найти средства, и сталкиваемся либо с равнодушием и молчанием, либо… с вопросами: «Кто такой Иван Кизимов?». Это типичная и в то же время невозможная ситуация. Почему у нас в России множество достойных людей предано забвению? Получится ли у нас справиться с этим сейчас хотя бы в случае с Иваном Михайловичем Кизимовым?

…Первые уроки верховой езды победитель двух Олимпиад брал у своего верного, трудолюбивого маленького конька, возившего его в детстве за много километров в школу, в том числе и в метель, и в пургу. Семья Кизимовых жила на Дону. Мама на дорогу обматывала платками, как немца под Сталинградом, усаживала верхом, давала в руки поводья и отпускала. Конек был умницей, прекрасно знал дорогу до школы и обратно домой, его не нужно было даже направлять. Только прикрывать глаза от метели, швырявшей в лицо пригоршни колючей снежной пыли. По пути их ждала замерзшая речка. Конь становился на запястья, - для непосвященного человека на колени, - и полз по льду… У школы Ваня его привязывал к коновязи, вешал на шею мешок с морковкой. А после уроков ребята, точно так же приезжавшие в школу верхом из окрестных хуторов и деревень, устраивали скачки. И Иван Кизимов всегда проигрывал, его умница-конек не годился для скачек…


Отец хотел, чтобы Иван стал машинистом. Но судьба распорядилась иначе. Сначала Ваня оказался в знаменитой Деркульской школе жокеев, а затем, пройдя через все виды конного спорта, остановился на выездке. Она давно его завораживала. Своей красотой, поэзией, волшебством, от которого однажды увидев, невозможно отвести глаз.

Свою самую знаменитую лошадь, двукратного олимпийского чемпиона, Ихора, Иван Михайлович выбрал наугад. Под Новый год, в полутемной конюшне, при слабом свете одной-единственной лампочки. Ленинградской школе срочно потребовалось израсходовать в предновогодние дни выделенные государством деньги, иначе они бы просто «сгорели». Кизимов отправился на Александрийский завод. Выяснилось, что всех лошадей уже разобрали, осталось несколько в самой дальней конюшне. «В общем, ничего интересного, но, если вам непременно нужно хоть кого-нибудь купить…» - пожал плечами директор завода.

Когда лошади прибыли в Ленинград, Иван Кизимов обратил внимание на Ихора. Молодого жеребца, который оказался удивительно смышленым и все схватывал на лету. По сути, Иван Михайлович, только начинавший постигать тайны выездки, учился вместе с Ихором.

… На Олимпийских играх в Мехико разрыв в баллах перед последним днем, когда решалась судьба золотой олимпийской медали, был катастрофическим. Лидировал немец Йозеф Неккерман, уже заказавший в честь победы, казавшейся неминуемой, банкет. Иван Кизимов, сидя на тюке с сеном и натягивая крючками сапоги, в прошлом – деревенский мальчик с затерянного в донских степях хутора, выросший в землянке и на лепешках из «перекати-поле», проводил взглядом торжественную процессию. Миллиардер Неккерман, владевший супермаркетами по всему миру, прошествовал мимо него во главе шумной свиты и даже дружелюбно пожелал русскому Ивану удачи. В душе прекрасно понимая, что никакая удача Ивана не спасет.

Ихор прилетел в Мехико с травмами ног. Такими травмами, что с ног сошла кожа, обнажая мясо. Перед погрузкой лошадей в самолет Ихору неудачно забинтовали ноги, и тот, мучаясь от боли, начал пиаффировать во время полета, а потом и биться. Летчик достал пистолет. В таких ситуациях у экипажа существует четкая инструкция: лошадей пристреливают. Но врач советской команды Анатолий Доильнев, прикрыв собой Ихора, встал на пути летчика, пообещав справиться с охватившей лошадь паникой. Причины которой в тот момент никто не понимал.

Когда же с ног сняли бинты, все прояснилось. Кожа сквозь поролон не дышала, а поролон был выдан по распоряжению Спорткомитета буквально перед вылетом, о его свойствах тогда еще никто толком ничего не знал. К тому же помогавший Ивану Кизимову запасной всадник сборной СССР затянул бинты с подложенным под них поролоном на ногах лошади слишком туго.

Две недели оставалось до выступления на Олимпийских играх. Все это время Ихор практически не тренировался. Его только лечили и шагали, шагали и лечили. Само его выступление находилось под большим вопросом. Но Иван Кизимов не мог и не хотел с этим смириться. Титаническими усилиями, бессонными ночами вместе с врачом сборной восстанавливали больные ноги Ихора. И вот, накануне старта Иван Кизимов показывает свою программу тренеру Григорию Анастасьеву. «Если ты так же проедешь и завтра, Ваня, мне от тебя больше ничего не нужно!», - тихо сказал потрясенный Анастасьев.

Отыграть разницу в баллах у Неккермана было немыслимо. Но видимо, немец был уже слишком уверен в себе и что-то пошло не так. На первом же элементе после въезда в манеж произошел сбой. Затем еще один и еще…
А Ихор выступил так, как не выступал в своей жизни больше ни разу, ни до, ни после Мехико. Несмотря на то, что на его веку было много великих побед. Возможно, это гениальное выступление чудом спасенной лошади было помимо всего прочего еще и благодарностью людям за то, что они его выходили.

На снимках из Мехико можно заметить, как на пьедестале Йозеф Неккерман посматривает на Ивана Кизимова с большой симпатией и уважением.
Спустя два года в Аахене, который называют Меккой мирового конного спорта, сборная СССР по выездке впервые выиграет титул чемпионов мира, а в 1972 году в олимпийском Мюнхене, на домашней арене всесильных немцев, многолетних законодателей мод в самой элитной дисциплине конного спорта, выездке, команда Советского Союза поднимется на высшую ступень пьедестала. И одним из всадников этой команды снова будет Иван Кизимов. И его несравненный Ихор!

Несколько лет назад Иван Кизимов отметил свое девяностолетие. Прошлой осенью Иван Михайлович умер…

Как же хочется и не удается понять: неужели этот человек не заслужил достойного памятника на своей могиле? Нет, конечно, самому Ивану Михайловичу уже безразлично. Но может быть, это нужно прежде всего нам, потомкам? Хотя бы потому, что не хлебом единым жив человек. Хотя бы для того, чтобы презрительное выражение «наша РАША» употреблялось у нас как можно реже. А уничижительное слово «совок» применительно к советскому прошлому окончательно исчезло из нашего обихода.


Приезжая в Европу в самом маленьком городке на стенах церкви мы можем увидеть красивые мемориальные доски с перечислением имен жителей этого города, когда-то ушедших на Первую мировую войну и не вернувшихся домой.
Надеяться на то, что память двукратного олимпийского чемпиона, чемпиона мира почтит государство или мэрия Санкт-Петербурга, культурной столицы России, где Иван Кизимов прожил большую часть своей жизни сочтет для себя установку памятника вопросом чести… Надежды на это, к сожалению, нет. Даже самой слабой, робкой надежды. Но мы не смиримся с ролью «Иванов, родства не помнящих».

И будем искренне благодарны Вам – всем Вам, кто решит поучаствовать в сборе средств на памятник двукратному олимпийскому чемпиону.

 

Перевести деньги на надгробие для Ивана Кизимова можно по ссылке.

 


Архив новостей

КОНТАКТЫ

Благотворительный фонд "ВАНЯ" + 7 (495) 249 1116 info@fondvania.ru

РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ПОЖЕРТВОВАНИЙ:
Благотворительный фонд"Ваня":
ИНН 7714999310 КПП 771401001:
р/с 40703810738000007478:
к/с 30101810400000000225:
банк ПАО Сбербанк Бик 044525225
Назначение платежа: "благотворительное пожертвование"

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных фондом “Ваня”